В школе созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
• школа реализует специальные адаптированные основные образовательные программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития - далее ЗПР);
• прием и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК;
• по медицинским (справка ВК) и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому;
• вопросы деятельности общеобразовательного учреждения, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом Лицея и локальными актами образовательного учреждения;
• для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Формы работы:
• индивидуализация образовательного процесса инвалидов и детей с ОВЗ.
• целенаправленность развития способности данной категории, учащихся на взаимодействие и коммуникацию со сверстниками;
• развитие и выявление способностей инвалидов и детей с ОВЗ посредством кружков;
• вовлечение инвалидов и обучающихся с ОВЗ в допустимые им творческие и интеллектуальные соревнования.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Конструктивные особенности здания школы предусматривают наличие условий для обеспечивания доступа для учащихся с ЗПР. Вход в образовательную организацию оборудован кнопкой вызова помощи для инвалидов.
Условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.
Для обучающихся с ОВЗ используются адаптированные основные образовательные программы начального общего и основного общего образования. Адаптированная основная образовательная программа разрабатывается с учётом особенностей развития ребенка, основной целью является коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС. При наличии медицинских показаний и соответствующих документов (справка - заключение ВК) для инвалидов и лиц с ОВЗ может быть организовано обучение на дому.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Для работы с обучающимися с ЗПР в Лицее предоставлены учебные кабинеты, а также кабинет психолога. Имеющиеся учебные кабинеты подходят для занятий с детьми, ограничения здоровья которых позволяют заниматься в стандартно оборудованном учебном кабинете.
Объекты спорта, также предусматривают возможность для занятий с детьми с ЗПР физкультурно-оздоровительной деятельностью.
Об объектах для проведения практических занятий для детей с ЗПР:
Для проведения практических занятий в школе оборудованы кабинеты биологии, физики, химии, информатики, спортивный зал.
Библиотека предусматривает беспрепятственный доступ для детей с ЗПР. Также библиотека Лицея имеет информационные и электронные ресурсы, а также учебную и художественную литературу доступные для учащихся с ЗПР.
Условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Оборудование и персонал пищеблока обеспечивают потребность обучающихся в горячем завтраке.
С 01 сентября 2023 года учащиеся 1-4 классов получают бесплатное горячее питание. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в том чиле учащиеся с ЗПР получают бесплатный завтрак и обед. В режиме учебного дня для приёма пищи и отдыха предусматривается 3 перемены по 20 минут. Организацией питания занимается ООО Комбинат социального питания. Питание в столовой осуществляется по классам согласно графику. Столовая школы осуществляет производственную деятельность в полном объеме 5 дней - с понедельника по пятницу включительно в режиме работы школы. Для поддержания порядка в столовой организовано дежурство классных руководителей. Ответственность за своевременную подготовку документов для предоставления бесплатного питания несёт классный руководитель. Классный руководитель ведет ежедневный учет питающихся на бесплатной основе.
Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Здание МБОУ Лицей при УлГТУ оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, необходимыми табличками и указателями с обеспечением визуальной информацией на путях эвакуации.
Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в школе функционирует лицензированный медицинский кабинет.
На основании заключённого договора медицинское сопровождение учащихся школы осуществляет медсестра врачебной амбулатории.
Доступ к информационным системам и информационно- коммуникационным сетям
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе к сети Интернет, осуществляется на основе договора, заключенного с ПАО «Ростелеком». Пропускная способность — 100 Мбит/с. Для ограничения доступа учащихся к Интернет-ресурсам нежелательного содержания используется система контентной фильтрации.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБОУ Лицей при УлГТУ и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.
Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, документ-камеры). Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют. Однако по заявлению родителей возможна организация занятий с использованием дистанционных образовательных технологий.
Сайт Лицея имеет версию для слабовидящих (для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению).
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и для учащихся ЗПР
В лицее при УлГТУ обеспечен доступ ЭОР согласно утвержденному Министреством просвещения перечню электронных образовательных ресурсов (перечень ЭОР).
Министерство просвещения РФ* – https://edu.gov.ru/
Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ)* – https://fipi.ru/
Официальный информационный портал ЕГЭ* – http://www.ege.edu.ru/
Официальный информационный портал ГИА9* – http://gia.edu.ru/ru/
Федеральный портал «Российское образование» — http://www.edu.ru/
Федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО) — https://fioco.ru/
Российская электронная школа (РЭШ) — https://resh.edu.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - fcior.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - school-collection.edu.ru/
Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" - window.edu.ru/
Сайты, отмеченные * оснащены версией для слабовидящих людей.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования: интерактивное оборудование, персональные компьютеры, аудио и видео материалы.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат: общежития и интерната не имеется.
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: не имеется.
Ссылки на нормативные правовые акты в сфере обеспечения доступной среды для маломобильных групп населения и инвалидов
-
Федеральный закон N 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан»
-
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
-
ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»
-
СП 137.13330.2012 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»
-
СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения»
-
СП 140.13330.2012 «Городская среда. правила проектирования для маломобильных групп населения»
-
СП 147.13330.2012 «Здания для учреждений социального обслуживания. Правила реконструкции»
- Приказ Министерства просвещения РФ от 13 марта 2019 г. N 114 "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам"
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" (с изменениями и дополнениями)